Эссе 2019

ДРУГ НАПИСАЛ В ЛЕНТЕ: Камер-Юнкер юркнул в бункер

ДРУГ НАПИСАЛ В ЛЕНТЕ: Камер-Юнкер юркнул в бункер.

Эти слова определили мои впечатления от встречи в писательском клубе. 
Там было хорошо. Чуть больше 20 человек, 9 из них читали свои работы. 3 часа, с чаепитием до, во время и после, с интеллектуальной игрой в конце и с живой музыкой металлофона в паузе. 
Красиво, спокойно, весело. 
Организатор, Эвелина, ну вы поймете, какая она, если прочтете до конца, как это было.

Главный вывод: писателю надо работать над дикцией. Можно не быть артистичным, но вот — сильный и выразительный голос это преимущество. Это рабочий инструмент. Тебе должно хватать дыхания (и всем хватило! Молодцы!)

Дикция. Поэтому — скороговорки, еще раз скороговорки и упражнение от моего знакомого преподавателя сценической речи — зажав винную пробку между зубами говорить 10-20 минут в день. Попробуйте. Вы удивитесь результатам даже после однократной тренировки. Вы ощутите новые мышцы и сухожилия в родном вам рту.

Волнение. Волновались все, даже те, кто не выступал — потому что они размышляли, “а не выступить ли мне”. Ну а больше всего волновались те, кто даже не смог прийти и в последнюю минуту “так сложились обстоятельства”. И неважно сколько раз и как успешно ты выступал, читать свое — перед своими — это сложно, слова вдруг вырастают помидорами во рту, шероховатости, которые казались милыми, вдруг ерзают как шелк на стекле, и весь текст, вся ситуация — выворачиваются какими-то странными ужимками.

Писательский клуб. Знаете, я же много чем увлекалась и увлекаюсь. И вот есть направление, которое можно назвать — художник. Все что касается творчества руками с помощью художественных материалов — красок, туши, ткани, смальты и чего бы то ни было. Вот если художник — то мы понимаем, что учиться можно и нужно бесконечно и понимаем где, как, у кого. 
Пленэры, мастерские, зарисовки в интерьерах, скетч-вечеринки, заезжие мастера, — по всему городу и сколько угодно. На любой вкус.

Когда мне захотелось хоть раз в жизни порисовать с натуры — я нашла 3-4 предложения в день. 
И не только обнаженные, но и костюмированные модели. И тематические. И с разбором анатомии. И без преподавателя. И с предоставлением материалов и без. И в лофтах и в коммуналках. 
… 
Совсем другое дело — писатель. 
Писательских клубов и школ — по всей России — мало. 
Предыдущая встреча клуба “Чернильница” была в декабре. Сейчас май. 
А ведь сами писатели любят повторять факт: Стивен Кинг прежде, чем стал Стивеном Кингом, ходил на писательские курсы. И только потом… это вот все. 
Почему-то писателем надо БЫТЬ, а не учиться. И даже — не встречаться с писателями. Если уж встречаться — то с читателями и критиками.

В общем, раз встреча редкая, то мне простительно писать о ней длинно. 
Да и вам подсмотреть в окошко будет полезно.

Писатели. Из 9 авторов публицистику читала только я. Формат встречи был такой: только чтение, никакого разбора. Но в перерыве и в конце 3 человека сказали мне, что им понравилось. Ну и по ходу чтения было видно, что нравится, что не противно. И что-то даже близко.

Двое читали то, что я определяю, собственно лирической прозой (когда лирический объект описывается исключительно лирическими способами). Я поняла для себя, что это самое трудное в писательстве. Особенно в современном писательстве. Лирическая сцена лирическими же словами — это нужна смелость и душевное время. Неспешность. Нужна ценность внутри.

Двое читали ироническую прозу. Очень хорошую. Один отрывок был об инопланетянке Брокколи, а другой о крокодиле, который ходил на задних лапах из-за директора-любителя мультфильмов. Так как я бы хотела писать ироническую прозу, то я знаю, как это трудно. И такие яркие отрывки — просто бальзам на душу.

Один автор был с философской прозой. И кстати, получилось, что этого автора, я же и привела сюда. Марина читала в конце встречи. Такое своеобразное подведение итогов, после всего разнообразия человеческих жизненных сценариев. Море — лунная дорожка — и кто ты на ней… и бывал ли ты на ней? (куда нам без иронии).

Остальных я отнесу (исключительно по своим соображениям) к романистам, для меня это ситуация, когда автор создает “свои миры”, будь-то Хроники Эмбера или любовный роман или детектив. 
Это была лирическая проза с элементами иронической (когда лирический объект или ситуация описываются иронически, или наоборот — ироническая ситуация — лирическими средствами). Хорошая. Но она очень требовала, чтобы ее прочитали в большем куске, в большем объеме. Все-таки на выступление было всего 10 минут и для романистики этого мало.

В общем, вы можете представить, что все это было в теплое майское воскресенье, 3 часа, 20+ человек. Когда столько альтернатив провести время… просто поваляться на траве и послушать шелест листвы. 
… 

А, надо сказать про удивительную петербургскую синхроничность. 
На встрече я первый раз, но второй ее организатор — Юля, и с ней я знакома по другим своим интересам. 
Она в общем-то случайно оказалась организатором писательского клуба. Но теперь пишет и иллюстрирует. 
Кроме того, на встрече оказались еще двое, с кем я была знакома раньше.

Не могу сказать, что теперь мне хочется каждую неделю встречаться и читать. Но даже если встреча через полгода — я буду ее ждать. 

#другнаписалвленте
#слова_оли_карасевой